Ученичество организуется в форме индивидуального, бригадного, курсового обучения и в иных формах.
Комментарий к Ст. 202 ТК РФ
1. Настоящая статья является диспозитивной и дает примерный перечень основных форм, посредством которых организуется ученичество.
2. Форма, в которой организуется ученичество, зависит от многих факторов: от того, какую именно профессию, специальность, квалификацию получают ученики, от уровня имеющейся у них подготовки и образования, от содержания учебного плана и сроков обучения и т.д.
3. Выбор соответствующей формы обучения осуществляет сам работодатель, принимая во внимание и свои финансовые возможности.
Второй комментарий к Статье 202 Трудового кодекса
1. Статья 202 предусматривает возможные организационные формы ученичества, осуществляемого работодателем непосредственно в организации.
Это может быть индивидуальное, бригадное, курсовое обучение. Возможны и другие формы.
2. Рекомендация МОТ N 88 предусматривает, что обучение должно осуществляться, в частности:
a) либо в процессе работы;
b) либо на обычном рабочем месте;
c) либо в отдельных мастерских;
d) либо вне рабочих мест и мастерских, когда это лучше всего соответствует потребностям обучения;
e) либо посредством сочетания этих методов в соответствии с типом и целью обучения и техническими возможностями предприятия (подп. 2 п. 13).
Если обучение осуществляется непосредственно в процессе работы:
a) производственная работа, полученная обучающимися, должна иметь действительную учебную ценность;
b) обучающиеся должны работать под наблюдением младшего руководящего персонала или квалифицированных сотрудников, способных обучать их (п. 14 той же Рекомендации).
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)
Если обучение производится не в процессе работы, то оно должно, по окончании первоначального периода, осуществляться в условиях, как можно более приближающихся к условиям, существующим на обычной работе, и должно включать там, где это возможно, выполнение настоящих производственных операций или операций аналогичного характера (п. 15 той же Рекомендации).
3. При индивидуальном обучении ученика либо прикрепляют к квалифицированному работнику, либо включают в производственную бригаду, где с ним занимается бригадир или рабочий высокой квалификации — член данной бригады.
Необходимый теоретический курс ученик изучает, консультируясь с соответствующими специалистами организации.
4. Групповая (бригадная) форма обучения работников предусматривает объединение учеников в специальные группы, занятия с которыми проводят рабочие высокой квалификации, мастера.
5. Курсовая форма подготовки применяется при обучении работников сложным профессиям и осуществляется в два этапа: 1) в учебной группе под руководством мастера производственного обучения на специально созданной для этого учебно-производственной базе организации или учебного комбината (пункта); 2) на рабочих местах организации в учебной группе под руководством не освобожденного от основной работы квалифицированного работника — инструктора производственного обучения.
6. Теоретическое обучение работников при курсовой и групповой (бригадной) подготовке осуществляется в учебных группах, учебно-курсовых комбинатах (пунктах) и на иных курсах, создаваемых работодателем (группой работодателей).
7. Порядок подготовки работников отдельных профессий, специальностей регулируется особо.
8. Подготовка новых работников — это первоначальное профессиональное обучение ранее не имеющих профессии лиц, ищущих работу и принятых в организацию для обучения профессии с целью последующего их трудоустройства в данной организации.
В ряде регионов (например, в Москве) открываются центры или курсы ускоренной подготовки рабочих кадров (прежде всего по тем специальностям и профессиям, дефицит которых ощущается на производстве) при предприятиях, где получившие специальность (профессию) рабочие будут трудиться.
В вузах осуществляется прием студентов на основе контрактов, во исполнение которых молодые специалисты обязаны отработать определенное время (2 — 3 года) в указанных контракте организациях. О контрактной системе подготовки кадров см. в 5 комментария к ст. 197 ТК РФ.
Подготовка новых рабочих из числа женщин и несовершеннолетних производится только по определенным профессиям и для тех производств, в которых разрешается применение их труда.
При заключении ученического договора работодатель должен учитывать противопоказания на выполнение определенных работ по состоянию здоровья, требование законодательства о прохождении предварительных медицинских осмотров и обязательного психиатрического освидетельствования лиц, которым предстоит работать там, где такие осмотры и освидетельствования обязательны (см., например, Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 695 «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источником повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности» // СЗ РФ. 2002. N 39. Ст. 3796).
9. Переподготовка (переобучение) организуется с целью освоения новых профессий высвобождаемыми работниками, которые не могут быть использованы по имеющимся у них профессиям, специальностям, работниками, пожелавшими сменить профессию с учетом потребностей производства или по состоянию здоровья.
10. Повышение квалификации работников — это обучение, направленное на последовательное совершенствование их профессиональных знаний, умений и навыков, рост мастерства по имеющимся профессиям.
Для повышения квалификации работников организуются курсы, школы передовых приемов и методов труда и др.
При необходимости работодатель по соглашению с работником направляет его на стажировку в институт повышения квалификации, другое образовательное учреждение. Способом повышения квалификации служит прохождение аспирантуры, ординатуры, соискательства, докторантуры.