Статья 382. Органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами.

Комментарий к Ст. 382 ТК РФ

1. Законодательно закреплена двухзвенная структура органов по рассмотрению в общем порядке индивидуальных трудовых споров между работником и работодателем — комиссии по трудовым спорам (КТС) и суды (см. комментарий к статьям настоящей главы).

2. Индивидуальные трудовые споры отдельных категорий работников рассматриваются на основании федеральных законов другими органами: в отношении государственных служащих — комиссией государственного органа по служебным спорам или судом (см. п. 7 ст. 58 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»), прокурорских работников — вышестоящими руководителями и (или) судом (см. п. 4 ст. 40 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»), судей — квалификационными коллегиями судей и соответствующими судами (см. ст. 16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации») и др.

Второй комментарий к Статье 382 Трудового кодекса

1. Статья 382 ТК РФ определяет органы, полномочные рассматривать индивидуальные трудовые споры. Она указывает два юрисдикционных органа, правомочных рассматривать трудовые споры между работником и работодателем: комиссия по трудовым спорам (КТС) и суд.

Если спор рассматривается первоначально в КТС, а затем его рассмотрение может быть перенесено в суд или решение КТС обжалуется в суде, такой порядок принято называть общим порядком рассмотрения трудовых споров.

Но есть ряд споров, рассматриваемых непосредственно судом, которые не подлежат рассмотрению в КТС. Бывают индивидуальные трудовые споры, которые подведомственны вышестоящим органам и суду. Поэтому очень важно правильно определить подведомственность конкретного индивидуального трудового спора для его быстрейшего и правильного разрешения (см. ст. 391 ТК РФ и комментарий к ней).

2. Ныне расширяется корпус мировых судей. Во многих регионах они уже активно работают и решают трудовые споры, кроме споров, отнесенных к компетенции районных и вышестоящих судов общей юрисдикции (см. подп. 7 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации», с последующими изменениями (СЗ РФ. 1998. N 51. Ст. 6270; 2004. N 25. Ст. 2481, N 35. Ст. 3807, N 49, Ст. 4841; 2006. N 11. Ст. 1147) и п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ).

Закон г. Москвы «О мировых судьях в городе Москве» от 30 мая 2000 г. (Вестник мэрии Москвы. 2000. N 15; 2001. N 16) предусматривает создание 384 судебных участков мировых судей. Они решают споры единолично. Срок полномочий мирового судьи — 5 лет, а при первом его назначении на должность Московской городской Думой по представлению представителя Мосгорсуда — 3 года.

Судьи при рассмотрении трудового спора руководствуются трудовым законодательством, ГПК РФ, а также обязательно используют разъяснения норм, данные в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ. Важнейшее из них новое (принятое взамен Постановления от 22 декабря 1992 г. N 16) Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 (БВС РФ. 2004. N 6. С. 2).

В его п. 1 разъяснено применение норм о подведомственности и подсудности трудовых дел суду. При этом указано, что мировой судья согласно п. 6 ч. 1 ст. 23 ГПК РФ рассматривает по первой инстанции все дела, вытекающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о признании забастовки незаконной. Трудовой спор об отказе в приеме на работу не является спором о восстановлении на работе, поскольку истец еще не работник и не был им. Рассматривается этот спор районным судом.

Мировому судье подсудны дела и о переводе на другую работу, поскольку здесь трудовые отношения не прекращаются (ч. 1 ст. 72.1 ТК РФ).

Все дела о признании забастовки незаконной подсудны верховным судам республик, краевым, областным судам, судам других субъектов РФ (ч. 4 ст. 413 ТК РФ).