Статья 154 ТК РФ (действующая редакция). Оплата труда в ночное время

Каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.

Комментарий к Ст. 154 ТК РФ

1. Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 г. N 554 «О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время» (СЗ РФ. 2008. N 30 (ч. II). Ст. 3640) установлено, что минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время (с 22 часов до 6 часов) составляет 20 процентов часовой тарифной ставки (оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время.

2. В отношении некоторых категорий работников (медицинских, гражданского персонала Вооруженных Сил РФ и др.) приняты специальные акты, устанавливающие повышенный размер оплаты труда при работе в ночное время.

3. В части, не противоречащей ТК и иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права, продолжают применяться акты бывшего Союза ССР, определявшие размер доплат за работу в ночное время (см., например, Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 12 февраля 1987 г. N 194 «О переходе объединений, предприятий и организаций промышленности и других отраслей народного хозяйства на многосменный режим работы с целью повышения эффективности производства»).

4. Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективно- и индивидуально-договорным путем, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников (см. комментарий к ст. 372 ТК РФ).

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

Второй комментарий к Статье 154 Трудового кодекса

1. Содержание данной статьи изменено. Законодатель, сохранив прежнюю гарантию о повышенном размере оплаты труда в ночное время по сравнению с работой в нормальных условиях и не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, возложил на Правительство РФ обязанность по установлению минимальных размеров повышения платы за работу в ночное время с учетом мнения РТК по регулированию социально-трудовых отношений.

Норма об установлении конкретных размеров повышения платы за такую работу коллективными договорами дополнена также локальными нормативными актами. Как и прежде, эти размеры могут быть установлены и трудовым договором.

2. Наиболее сложным является вопрос о том, какими актами следует руководствоваться при определении размеров доплат за работу в ночное время, чтобы не ухудшить положение работника по сравнению с законодательством о труде.

Какого-либо единого нормативного акта, регулирующего данный вопрос, в российском законодательстве нет.

До недавнего времени продолжал применяться союзный акт, предусматривавший размер доплат за работу в вечернюю смену и в ночное время (п. 9 Постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 12 февраля 1987 г. N 194 «О переходе объединений, предприятий и организаций промышленности и других отраслей народного хозяйства на многосменный режим работы с целью повышения эффективности производства»). Он предусматривал доплаты за работу в вечернюю смену в размере 20%, а за работу в ночную смену — 40% часовой тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы в соответствующей смене; указанная доплата за работу в ночное время должна была производиться, если не менее 50% ее продолжительности приходилось на ночное время.

Правило о том, что размер доплаты за работу в ночное время, как и в других случаях оплаты труда в условиях, отклоняющихся от нормальных, не может быть ниже предусмотренного законодательством, нашло свое подтверждение и в порядке установления доплат и надбавок работникам учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании. Этот порядок предусмотрен в Разъяснении Минтруда РФ от 4 марта 1993 г. N 4 (Бюллетень Минтруда РФ. 1993. N 4): п. 3 этого Разъяснения устанавливает, что доплаты и надбавки, носящие компенсационный характер (за условия труда, отклоняющиеся от нормальных, за работу в ночное время, выходные и праздничные дни и др.), применяются в ранее установленных порядке и размерах.

3. Для некоторых категорий работников, оплата труда которых производится за счет бюджетного финансирования, предусмотрены иные размеры доплат за работу в ночное время. Так, во исполнение Указа Президента РФ от 13 мая 1992 г. «О дополнительных мерах по стимулированию труда работников здравоохранения» Постановлением Минтруда РФ от 8 июня 1992 г. N 17 (Бюллетень Минтруда РФ. 1992. N 7, 8) работникам здравоохранения и социальной защиты населения установлены доплаты за работу в ночное время: работникам учреждений здравоохранения и социальной защиты населения, в том числе водителям санитарного транспорта, состоящим в штате автотранспортных предприятий и других организаций, привлекаемым для работы в ночное время, — в размере 50% часовой тарифной ставки (оклада) за каждый час работы в ночное время; медицинскому персоналу, занятому оказанием экстренной, скорой и неотложной медицинской помощи, выездному персоналу и работникам связи станций отделений скорой и неотложной медицинской помощи — в размере 100% часовой тарифной ставки (оклада) за каждый час работы в ночное время.

Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 8 октября 1993 г. N 1002 (САПП РФ. 1993. N 41. Ст. 3930) установлены доплаты в процентах к окладу врача-специалиста по разрядам ЕТС за выполнение лечебно-диагностической работы, заведование отделениями, дополнительные дежурства, в том числе в ночное время; работникам государственных медицинских высших учебных заведений, образовательных учреждений дополнительного медицинского образования, научных организаций клинического профиля: ректорам, директорам, проректорам по учебной, научной и лечебной работе, заместителям директоров по научной и лечебной работе — 20%; заведующим клиническими кафедрами, профессорам, доцентам, аспирантам, заведующим клиническими и лабораторно-диагностическими подразделениями — 50%; ассистентам клинических кафедр, научным работникам клинических и лабораторно-диагностических подразделений — 75%.

Иное решение о размере доплаты за работу в ночное время содержится в Постановлении Правительства РФ от 7 июня 1995 г. N 563 «О дополнительной оплате труда за работу в ночное время и введении форменной одежды для работников постов иммиграционного контроля Федеральной миграционной службы России» (СЗ РФ. 1995. N 24. Ст. 2288). Постановление предусматривает введение для указанных работников с 1 июня 1995 г. дополнительной оплаты труда за работу в ночное время в размере 35% часовой тарифной ставки (оклада) за каждый час работы в ночное время.

Судебная практика по ст. 154 ТК РФ: решения и приговоры суда по трудовым спорам